Воспитание воли у детей дошкольного возраста

С дошкольного возраста ребенок сталкивается с необходимостью преодоления проблем, появляющихся на его жизненном пути. Он начинает проявлять свою волю и совершать определенные поступки, направленные на решение той или иной проблемы. Отсюда следует, что воля у детей появляется в раннем детстве.

 У волевых поступков дошкольников есть своя особая черта: они уживаются с сознательными поступками, возникающими под влиянием желаний и эмоций, появляющихся в различных ситуациях.

Выготский полагал, что проявление воли — это социальное явление, а источником воспитания детской воли является общение ребенка со взрослыми, в процессе которого формируется отношение ребенка к окружающему миру.

 В генетике – воля, с точки зрения Выготского, ступень постижения личных процессов поведения. Вначале взрослые, используя слова, контролируют поведение ребенка, но затем ребенок берется за регулировку поведения с помощью личной речи. Слово для дошкольника становится средством общения и дисциплины поведения.

Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн думали, что возникновение волевого действия подготавливается предыдущим развитием всякого поведения дошкольника. Однако в результате последних научных исследований, мнения специалистов разделились. Одни психологи считают главным звеном выбор ребенком мотива, приводящего к принятию верного решения и целевой установки, а прочие — ограничивают волевой акт его долей в исполнительности.

 А.В. Запорожец находит более важным для волевой психологии ребенка перевоплощение общепринятых общественных и нравственных требований в установленные этические мотивы и личностные качества, которые определяют его действия.

 Одной из главных проблем воли является проблема о мотивационной связи таких волевых поступков и действий, которые человек способен совершить в различные этапы своей жизни.

 В период дошкольного возраста характер волевой среды личности становится сложнее, происходит изменение в строении поведения. Оно раскрывается в большой тяге к преодолению трудностей жизни. Развитие воли в данном возрасте относится к изменению мотивов поведения и их соподчинению. 

Возникновение конкретной направленности воли, выставление на первое место групп мотивов, которые становятся главными в жизни ребенка, приводит к сознательному достижению цели ребенка. Ребенок учится овладению умением подчинять свои поступки мотивам, которые сильно отдалены от целей поступка. Это и мотивы социального характера. Возникает степень целенаправленности, которая характерна для дошкольника. Сфера волевых актов дошкольника ограничена, и лишь старшие дошкольники способны к долгим усилиям воли.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Также почитайте Женский сайт